1 этап подготовительно-отборочный
Для реализации первого этапа не требуется создание дополнительной структурной и материально-технической базы и введение дополнительной штатной численности. Первый этап осуществляется в ходе ежедневной диагностической, реабилитационной и другой работы, проводимой в учреждении.
Осногвными задачами первого этапа являются:
информирование проживающих о возможности получения услуг сопровождаемого проживания;
формирование у инвалида мотивации на подготовку к жизни на условиях сопровождаемого проживания;
помощь в развитии личностного потенциала, способностей и возможностей инвалидов в освоении навыков самообслуживания и самостоятельного функционирования;
подбор кандидатов на подготовку к жизнедеятельности на условиях сопровождаемого проживания;
создание и поддержание банка данных о потенциальных получателях услуг сопровождаемого проживания.
Для осуществления подбора потенциальных получателей услуг сопровождаемого проживания специалистами пансионата в соответствии с их должностными обязанностями и применяемыми в работе приемами и методами проводятся следующие мероприятия:
- изучается документация, сопровождающая инвалида при оформлении в учреждении, включая условия проживания до поступления в учреждение, медицинское заключение, результаты диагностики и т.д.;
- оценивается общее психическое самочувствие, уровень общения, возможности проживания в коллективе;
- диагностируются общее интеллектуальное развитие и способность к освоению новых знаний, а также умения и навыки на бытовом уровне, способность к самообслуживанию и т.д.;
- выявляются вредные привычки, склонности к различным видам девиаций;
- определяются профессиональные способности и интересы, уровень профессиональной подготовки, наличие профессии, а также способности, увлечения и интересы в сфере творчества, досуга и отдыха;
- изучаются отношения с родственниками (если таковые имеются), родственные связи и способы их поддержания;
- оцениваются потенциальная возможность и общая мотивация на подготовку к самостоятельному проживанию в будущем, проблемы и потребности в этой сфере и др.;
- осуществляется наблюдение за инвалидом, включая его поведение, соблюдение режима дня, умение осуществлять самообслуживание, лечебно-трудовую и общественно-полезную деятельность, взаимодействовать в коллективе и др.
Продолжительность проведения перечисленных мероприятий зависит от индивидуальных особенностей инвалида и, при необходимости, регламентируется Комиссией.
2 Этап Учебное сопровождаемое проживание
Этап учебного сопровождаемого проживания организуется на базе специально созданного в пансионате отделения сопровождаемого проживания.
Цель учебного сопровождаемого проживания – обучение навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, опыта и практики независимого функционирования в основных сферах жизни человека.
На второй этап зачисляются инвалиды, успешно прошедшие первый этап сопровождаемого проживания, имеющие положительную установку на труд и дальнейшую самостоятельную жизнь вне пансионата.
Основными направлениями социальной помощи в этот период являются:
- дальнейшее развитие навыков самообслуживания;
- обучение навыкам организации собственного быта и окружающего жизненного пространства;
- обеспечение дневной занятости и развитие трудовых навыков;
- содействие освоению социального пространства и формирование социально-ответственного поведения;
- помощь в развитии творческих способностей, организации досугового пространства;
- содействие расширению информационно-коммуникативной сферы.
Учебное сопровождаемое проживание строится на принципе активизации личностного потенциала инвалида на основе «субъект-субъектных» отношений и с учетом личностных запросов на помощь и поддержку.
Оказание услуг сопровождаемого проживания на втором этапе осуществляется на основе индивидуальной программы сопровождаемого проживания инвалида, разрабатываемой заведующим ОСП с участием других специалистов пансионата.
3 Этап Самостоятельное сопровождаемое проживание