Услуги сопровождаемого проживания
Услуги сопровождаемого проживания в стационарных учреждениях оказываются комплексно во всех основных сферах жизнедеятельности человека: бытовая, трудовая, культурно-досуговая, коммуникативная и др.
Оказание услуг сопровождаемого проживания осуществляется не только посредством выполнения определенных действий (услуг), но и проведения комплекса мероприятий. К их числу относятся:
А). Диагностические:
- выявление потенциальных получателей услуг сопровождаемого проживания, определение их функциональных способностей, возможностей, уровня готовности к самообслуживанию и самостоятельности, а также склонностей в области трудовой и других видов деятельности;
- определение содержания плана реабилитационных мероприятий или индивидуальной программы сопровождаемого проживания инвалида с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей;
- отслеживание результатов изменений в личностном росте и развитии инвалидов.
Б). Консультационно-информационные:
- ведение учета потенциальных получателей и получателей услуг сопровождаемого проживания;
- предоставление информации о возможности, порядке и условиях получения услуг сопровождаемого проживания, других социальных услуг;
- оказание помощи в написании заявлений, обращений, оформлении документов (для выдачи реабилитационного и иного оборудования, получения образования в учреждениях образования, направления в учреждения здравоохранения и т.п.);
- предоставление консультаций по вопросам организации самостоятельной жизнедеятельности и решению личностных проблем.
В). Социально-бытовые:
- обеспечение проживания (пребывания) в условиях, максимально приближенных к домашним;
- помощь в освоении навыков самообслуживания и соблюдения личной гигиены;
- обучение навыкам поддержания порядка и чистоты в жилых и нежилых помещениях, стирки, глажения, мелкого ремонта белья и одежды;
- формирование навыков рационального ведения бюджета, совершения покупок, приготовления пищи, учета расходов продуктов питания;
- создание условий для освоения навыков безопасного и рационального пользования личными и домашними вещами, оборудованием и приборами, коммунально-бытовыми удобствами, средствами гигиены и бытовой химии, других бытовых навыков в зависимости от индивидуальных потребностей.
Г). Социально-медицинские:
- обучение навыкам самостоятельного приема лекарственных средств, назначенных врачом, поддержания и сохранения здоровья, контроля своего самочувствия;
- оказание поддержки в процессе прохождения медико-социальной экспертизы;
- выявление склонностей и способностей к труду, определение режима трудовой занятости;
- проведение мероприятий по обучению доступным трудовым навыкам с учетом индивидуальных способностей и возможностей, организация лечебно-трудовой деятельности в лечебно-трудовых мастерских, подсобном хозяйстве и т.д.;
- содействие в направлении на лечение или отдых;
- помощь в организации здорового образа жизни, формировании умений противостоять негативным факторам (пьянству, наркомании и т.д.);
- проведение профилактической работы в области отклоняющегося поведения, суицидальных наклонностей;
- определение физических возможностей, спортивных увлечений и объемов физической нагрузки, создание условий для занятий спортом, физической культурой и т.д.
Д). Социально-педагогические:
- оказание помощи в освоении режима дня, продуктивной занятости;
- обучение правилам и нормам общественного поведения и взаимодействия между людьми;
- содействие развитию навыков пространственной ориентации;
- обучение навыкам пользования компьютерной техникой, средствами информации и коммуникации;
- содействие в получении образования, профессиональной подготовки;
- оказание помощи в организации досуга, отдыха, культурно-массовых и других мероприятий;
- выявление творческих склонностей и способностей, создание условий для их развития и реализации;
- организация клубной, кружковой работы;
- организация и проведение занятий по восстановлению и (или) развитию социальных навыков (коммуникации, пространственной ориентации, приобретению опыта оказания помощи другим людям, защите окружающей среды и т.д.).
Е). Социально-посреднические:
- содействие в поддержании связей с родственниками и друзьями;
- содействие и сопровождение в процессе восстановления дееспособности;
- содействие и сопровождение в процессе восстановления (назначения) выплаты пенсии;
- содействие в организации занятости на рынке труда с получением материального вознаграждения за труд;
- содействие в посещении учреждений культуры, спорта, в проведении экскурсий и других мероприятий;
- оказание помощи в посещении религиозных учреждений, организации встреч и духовных бесед с их служителями;
- организация взаимодействия со структурами и учреждениями различных форм собственности, индивидуальными предпринимателями и другими физическими лицами, заинтересованными в сотрудничестве по вопросам оказания помощи инвалидам, их интеграции и социализации.
Ж). Социально-психологические:
- проведение обследований и диагностики личности, ее способностей и возможностей;
- оказание помощи в разработке и реализаций мероприятий в рамках индивидуальной программы сопровождаемого проживания инвалида;
- содействие в улучшении психического состояния и самочувствия;
- оказание помощи в создании благоприятной обстановки в коллективе, решении межличностных и личностных конфликтов, развитии эмоционально-волевой сферы и т.д.;
- помощь в преодолении личностных проблем, страхов и депрессий, обучение навыкам самостоятельной оценки и контроля поведения, физического и эмоционального состояния;
- проведение различных видов коррекционной и консультационной работы в целях решения адаптационных проблем, формирования здорового образа жизни, профилактики отклоняющегося поведения, развития жизненного пространства, самоопределения и т.д.